Оформление документов

Для признания гражданина недееспособным, заинтересованными лицами (родственниками, органом опеки и попечительства, психиатрическим учреждением) подается заявление в суд, по месту проживания данного гражданина (либо по месту нахождения психиатрического учреждения, в которое он помещен). В заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий и руководить ими. 

Рассматривается дело с участием прокурора, заявителя, гражданина, представителя органа опеки и попечительства. Если гражданин представляет для окружающих опасность, заседание будет проведено в медицинской организации или учреждении социального обслуживания. Судья, при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина, назначает судебно-психиатрическую экспертизу, по результатам которой выносится решение о дееспособности гражданина (решение суда вступает в законную силу через 30 дней). После вынесения решения и вступления его в законную силу орган опеки назначает недееспособному опекуна. 

В случае выздоровления гражданина, признанного судом недееспособным, в суд подается заявление о признании дееспособным.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ совершеннолетнего недееспособного гражданина, хранящиеся в личном деле подопечного 

  1. копия паспорта либо иной документ, удостоверяющий личность; 
  2. копия решения суда об ограничении совершеннолетнего гражданина в дееспособности или копия решения суда о признании совершеннолетнего гражданина недееспособным;
  3. копия решения суда о помещении гражданина, признанного недееспособным, в психиатрическое учреждение здравоохранения; 
  4. медицинские документы, в том числе заключение врачебной комиссии учреждения здравоохранения с обязательным участием врача-психиатра, о состоянии здоровья совершеннолетнего подопечного; 
  5. выписка из домовой книги или справка о регистрации совершеннолетнего подопечного по месту жительства и составе семьи, копию 
  6. правоустанавливающие документы на жилое помещение и иное недвижимое имущество (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор социального найма жилого помещения, ордер); 
  7. договоры об использовании жилых помещений, принадлежащих совершеннолетнему подопечному на праве собственности; 
  8. опись имущества совершеннолетнего подопечного и документы, содержащие сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; 
  9. акты о проверке условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина или об исполнении попечителем своих обязанностей; 
  10. договоры об открытии на имя совершеннолетнего подопечного счетов в кредитных организациях; 
  11. документы, содержащие сведения о наличии и месте жительства (месте нахождения) близких родственников; 
  12. полис обязательного медицинского страхования; 
  13. пенсионное удостоверение, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; 
  14. справка (установленного образца) об инвалидности совершеннолетнего подопечного, индивидуальная программа его реабилитации, выданные учреждением медико-социальной экспертизы; 
  15. свидетельство о праве на наследство; 
  16. справка с места работы (учебы) совершеннолетнего подопечного; 
  17. справка о размере пенсии совершеннолетнего подопечного, выданная территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или иным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение; 
  18. справка об ознакомлении гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем совершеннолетнего подопечного (далее - гражданин, выразивший желание стать опекуном), с медицинским диагнозом совершеннолетнего подопечного; 
  19. удостоверение (свидетельство), подтверждающее право на меры социальной поддержки, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ для гражданина, выразившего желание стать опекуном. Гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы: 

  1. заявление о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа в соответствии с требованиями пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов"; 
  2. справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения) - принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи; 
  3. медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации - в течение 3 месяцев со дня его выдачи; 
  4. копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); 
  5. письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна); 
  6. автобиографию; 
  7. выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; 
  8. справку об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемую органами внутренних дел; 
  9. справку о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемую соответствующими уполномоченными органами; 
  10. справку, подтверждающую получение пенсии, выдаваемую территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, - в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном, являющегося пенсионером. 

Гражданин, выразивший желание стать опекуном, при подаче заявления о назначении опекуном должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. 

Отчет опекуна можно скачать по ссылке.